Экспорт в Монголию: Алгоритм для компаний желающих преодолеть технические барьеры в бизнесе
При наличии решения о выходе на зарубежный рынок требуется учитывать вероятное присутствие различных преград для экспортируемого товара в стране покупателя. Предлагаемый последовательность действий складывается из следующих этапов.
Сбор единой информации о преградах
Потенциальному экспортеру желательно сначала найти информацию о преградах применительно к определенному товару и определенной стране ввоза, размещенной на сайтах, содействующих развитию международной торговли.
Источником данных также могут служить материалы, подготовленные торговыми представительствами Российской Федерации и располагаются на Портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития Российской Федерации. Эти данные изложены в стиле путеводителей для бизнеса по странам, где расположены торгпредства Российской Федерации, и включают в себя:
- краткую характеристику коммерческого климата страны покупателя, в том числе специфические черты ведения бизнеса, включая культурные нюансы и бизнес обычаи;
- советы для экспортеров, в том числе данные о охране их прав и о методах выяснения надежности потенциального компаньона в государстве назначения;
- перечень системообразующих дистрибьюторов разных видов товаров;
- контакты дипломатических представительств РФ;
Впрочем, следует иметь в виду, что материалы подобного типа пригодны лишь для начального знакомства с порядком промышленного регулирования государства покупателя. Помимо этого, путеводители разработаны не для всех стран назначения и часто не обновляются. Информация о законах экспортно-импортных операций обычно можно найти на Интернет-портале таможенного органа государства назначения.
Определение возможных ограничений на импорт
Потенциальный экспортер в Монголию обязан узнать, не попадает ли его продукция под эмбарго на импорт в стране покупателя. В случае, если нет, потенциальный экспортер должен выяснить, существует ли в государстве назначения ограничений на импорт, которые потребуют оформления разрешения на ввоз от органа, уполномоченного руководством государства покупателя.
Помимо этого, в некоторых государствах требуется осуществить регистрацию on-line импортера, обычно, на Интернет-сайте уполномоченной службы.
Применительно к пищевым продуктам необходимо уделить пристальное внимание на возможность запрета “по религиозным и культурным причинам”, например (“харамные” продукты). К таким запрещенной продукции могут относиться в первую очередь: свинина; некоторые органы животных; мясо хищных животных; напитки; продукты, содержащие все вышеперечисленное.
Анализа перечня необходимых требований к товару планируемому на экспорт
Экспортер должен узнать, распространяется ли на его товар действие технических регламентов государства покупателя. В основном, в государстве назначения установлен перечень “регулируемых товаров”, на которые распространяются обязательные требования технических регламентов страны назначения.
Сведения о Списке можно найти на Сайте государственного органа по техническому регулированию государства покупателя. Информацию об адресе Интернет-портала национального органа по техническому регулированию можно зайти на сайт Росстандарта или на вебсайт международной организации по разработке стандартов ИСО.
Еще один способ получения данных связан с обращением экспортера в информационный центр России по сертификации в торговле.
Получение данных об обязательных условиях и изучение этих требований
Если изделия экспортера находится в указанном Перечне, экспортер должен выяснить, какие требования предъявляются к его продукту в государстве покупателя.
В основном, обязательные стандарты в государствах – членах ВТО обязаны доступны всем интересующимся. Но документы в оригинале могут быть доступны только на языке страны назначения.
Исследование систем технического регулирования иностранных стран указывает, что зачастую тексты национальных стандартов необходимо покупать (как правило, на Вэб-сайте национального органа по стандартизации). В этом случае потребуется помощь партнера.
Определение формы проведения оценки соответствия, для продукции
В том случае, если экспортируемая продукция имеет отношение к “регулируемым товарам”, включенным в Перечень, необходимо выяснить, какие процедуры оценки соответствия должно осуществить по отношению к ввозимой продукции.
Чаще всего, в стране покупателя для ввозимой продукции предусматриваются нижеследующие процедуры оценки соответствия:
- непосредственная сертификация или заявление соответствия;
- инспекторская проверка;
- регистрация;
Сбор документов необходимых, для проведения оценки соответствия регламентам
В основном, компанией, подающей заявку на проведения работ по оценке соответствия является фирма – импортер. Очевидно, что в случае экспорта из России ответственным будет компания-импортер российского экспортера. Для проведения оценки соответствия компания-партнер должна предоставить заверенный документ экспортера, для подтверждения легитимности.
По результатам сертификации, как правило, в зарубежных государствах не только оформляется сертификат соответствия, выдается разрешение на применение символа соответствия, что нужно учитывать при формировании маркировки изделия.
В результате проведения декларирования соответствия также предусматривается нанесение необходимого знака или записи в составе маркировки товара.
Немалую помощь в проведении процедур по оценке соответствия (сертификации) оказывают зарубежные фирмы, которые специализируются на таких услугах, имеющие представительства в РФ.
В подготовке статьи принимали участие эксперты сайта РТА