Пять шагов отечественных экспортеров продуктов питания

При наличии решения о выходе на экспортный рынок продуктов питания, необходимо принимать к сведению вероятное наличие технических преград для экспортируемой продукции в стране назначения. Предлагаемый последовательность действий складывается из следующих шагов.

Сбор общей информации о преградах

Потенциальному экспортеру целесообразно вначале изучить информацию о барьерах применительно к определенной продукции и определенной стране назначения, размещенной на вебсайтах, способствующих развитию ВЭД.
Источником сведений также могут служить материалы, подготовленные торговыми офисами Российской Федерации и находятся на сайте внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. Эти сведения изложены в стиле бизнес навигаторов по государствам, где находятся торговые представительства России, и содержат:

  • краткую характеристику коммерческого климата государства покупателя, в том числе характерные черты ведения предпринимательства, в том числе культурные аспекты и бизнес обычаи;
  • обзор нормативной базы и предпринимаемых мер в сфере национального регулирования международной торговли в государстве назначения;
  • список основных дистрибьюторов разных видов продукции;
  • контактные данные торговых представительств нашей страны;

Впрочем, надо помнить, что сведения подобного вида подходят лишь для начального ознакомления с порядком технического регулирования государства назначения. Кроме того, путеводители созданы с исключениями и зачастую не актуализируются. Информационная подборка о правилах экспортно-импортных операций зачастую содержится на Сайте таможенного ведомства страны назначения.

Поиск партнера, который будет уполномоченного лица российского производителя

В случае отсутствия ограничений на ввоз, потенциальному экспортеру очень важно подыскать надежного партнера в стране назначения (иностранного агента), что гарантирует 90-95% положительного исхода. Этот факт подтверждают опросы специалистов отечественных предприятий, которые удачно завершили вывод своей продукции на иностранные рынки. Довольно часто присутствие в сделке такого партнера в государстве назначения является обязательным условием импорта и условием проведения условий соответствия показателям безопасности.
В развитых странах существует реестр доверенных импортеров, который полезно изучить российской компании перед началом экспортных процедур.

Изучения списка обязательных требований к вывозимому товару

Экспортер должен узнать, распространяется ли на экспортируемый продукцию действие технических регламентов страны покупателя. В основном, в государстве назначения установлен реестр “товаров, подлежащих регулированию”, на которые распространяются обязательные требования стандартов государства назначения.
Дополнительный способ получения информации это обращение экспортера в Российский информационный центр по стандартизации в торговле.

Поиск данных об обязательных условиях и анализ этих условий

Когда продукция экспортера находится в указанном Перечне, российский экспортер должен разобраться, какие требования предъявляются к его продукту в государстве назначения.
Зачастую, обязательные стандарты в странах – членах ВТО обязаны находиться в свободном доступе. Но тексты этих документов можно получить только на местном языке.
Исследование систем технического регулирования иностранных стран указывает, что достаточно часто материалы национальных стандартов необходимо покупать (как правило, на Сайте государственного органа по сертификации). В таком случае потребуется помощь партнера.
Если выяснится, что технические регламенты в стране покупателя оказываются жестче, чем стандарты, принятые в России, придется выяснять, есть ли возможность реализовать выполнение этих требований. В случае отрицательного ответа, уместно рассмотреть вопрос изменении страны назначения.

Сбор документов необходимых, для проведения оценки соответствия

Как правило, компанией, подающей заявку на выполнение работ по оценке соответствия выступает компания – ответственная за ввоз. Очевидно, что при варианте российского экспорта заявителем будет зарубежный контрагент экспортера из России. При проведении работ по оценке соответствия компания-партнер должна иметь заверенный документ компании ответственной за экспорт, для подтверждения полномочия.
По результатам сертификации, чаще всего, в зарубежных странах помимо оформления сертификата соответствия, оформляется лицензия на применение символа соответствия, что необходимо учитывать для оформления необходимой маркировки товара.
По результатам декларирования соответствия также предусматривается нанесение соответствующего символа или записи в составе необходимой информации о товаре.
Определенную помощь в организации процедур по оценке соответствия (сертификации) оказывают иностранные компании, которые специализируются на таких услугах, имеющие офисы в нашей страны.

В подготовке материала участвовали эксперты нашего сайта